Готический доспех





К четырнадцатому веку, кольчатые брони, чешуи, бригандины, в силу того, что состояли из скрепленных между собой мелких деталей (кольца, профилированные или плоские металлические пластинки), не могли обеспечить надежную защиту от проникающего удара арбалетного болта, стрелы пущенной из композитного лука или ланса кавалериста. Подвижность приносится в жертву повышенной защите, сперва конечности а затем и все тело воинов закрывают латным доспехом. Этот новый виток развития доспешного мастерства коснулся, в большинстве своем, только дворянство, которое на поле боя представляло собой тяжелую кавалерию. Пехоте и легкой кавалерии приходилось довольствоваться более простыми средствами защиты.

Переход к латному доспеху проходил плавно. В первую очередь латами закрыли руки, на корпус закрытый кольчугой или бригандиной одевался цельный нагрудник, позже закрывалась и спина, тандем нагрудник-наспинник стал называться кирасой. С развитием технологий обработки метала, разработкой новых типов соединений и креплений отдельных латных частей, свет увидел полный латный доспех или же "гарнитур" (лат. Harnasch Totali, нем. Harnisch). Это завершенная и совершенная конструкция, которая отождествляется с средневековым дворянином, рыцарем да и со всей историей средневековых войн. Во всей Европе латный доспех был справедливо принят на вооружение для тяжелой кавалерии и отборных отрядов пехоты. Основными производителями и законодателями технологической моды были итальянские города-государства. Однако в силу ряда причин в Священной Римской Империи Германской Нации были открыты свои цеха и мастерские. Нобели Англии и Франции долгое время заказывали гарнитуры у итальянцев или немцев. К шестнадцатому веку благодаря усилиям Генриха VIII в Англии были организованы доспешные мастерские, доспехи производимые там, в силу своих своеобразных форм, выделились в отдельную школу и получили название - гринвичские.

Тип доспехов производимый итальянскими городами-государствами принято называть миланским. От прочих гарнитуров их отличают увеличенные размеры деталей защищающих суставы. Наплечники и налокотные чашки с раздутыми отбойниками можно назвать даже громоздкими. Итальянский доспех состоит из относительно малого количества подвижных деталей, это должно было обеспечивать хорошую защиту от арбалетов (арбалета были очень распространены среди итальянских горожан, в условиях городского боя воин попадал под град болтов), потерю подвижности пытались возместить за счет расширения сочленений. Малая подвижность и громоздкость наплечников объясняется также особенностями итальянской техники фехтования, менее подвижной и быстрой по сравнению с немецкой. Классический миланский доспех. Характерные для этого типа крупные отбойники коленной чашки, бедра прикрывает широкая латная юбка, локтевые чашки с отбойниками объединены в один цельный сегмент в форме изогнутых песочных часов, наплечники всего из нескольких сегментов с большим нахлестом на кирасу

Английский гринвичский доспех представляет собой гарнитур схожий по конструкции с миланским но с пропорциями больше характерными немецкому готическому доспеху. Менее "раздутые" формы, достаточно подвижные соединения суставов, состоящие из большого количества деталей, что даже при таких размерах дает возможность воину производить широкий спектр движений. Некоторая грузность композиции характерная англичанам ухудшает общую картину

Квинтэссенцией латного гарнитура является немецкий готический доспех

Выполненный со свойственной немцам практичностью, доспех закрывает все тело, повторяя и украшая его линии. Конструкция тяжела и изящна одновременно, как готический собор

Подогнанный по телу доспех практически не сковывает движения. Все детали, несмотря на свои небольшие размеры, подогнаны так, что не оставляют щелей. Латная юбка не полностью несет те функции, которые на себя берет миланская, она прикрывает лишь низ живота и спины. Верхняя часть бедер защищена подвижной частью набедренников, набранной из узких профилированных пластин, не сковывающих движения. Вся поверхность доспеха покрыта ребрами которые должны были давать дополнительную защиту от проникающих ударов. Ребрение поверхности, популярное среди немецких мастеров, позволяло использовать более тонкие пластины. В то время, как итальянцы и англичане наращивали толщину метала с появлением более мощных арбалетов и новых видов вооружения у пехоты (пик, алебард и прочего древкового), немцы покрывали доспехи ребрами, которые сводили удар с доспеха и служили ребрами жесткости одновременно. Это привело к полностью ребреной поверхности доспехов максимилановского типа
Hosted by uCoz